Кино и его воздействие на человека

Дата: ➨ Автор: Катя Осадча ➨ Рубрика: Психология

344

Согласно мнению М. Ромма, возможности кино не входят ни в одно сравнение с другими искусствами. Его воздействие во всех отношениях чрезвычайно широко и глубинно в самых различных сферах деятельности человека (воспитание, обучение, развлечение и т.д.).

Во время длительных походов на ПЛ кино служило высокоэффективным средством борьбы с сенсорным, эмоциональным и информационным голодом. Особой популярностью у подводников пользовались кинокомедии и приключенческие фильмы. Даже в тех случаях, когда запас кинолент исчерпывается, люди в экстремальных условиях с удовольствием смотрят по нескольку раз полюбившиеся им картины. В одном из длительных походов автор вместе с моряками 17раз посмотрел фильм «Карнавальная ночь». Наши наблюдения полностью совпадают с данными В. Пескова, который пишет: «Фильмы с драматическим содержанием, где много переживаний, много трудностей, не пользуются большим успехом у полярников. А фильмы вроде «Укротительница тигров» смотрят с великим удовольствием. Большим успехом пользовались «мультипликационные фильмы».

В настоящее время космонавты и астронавты могут просматривать видеозаписи фильмов во время полета, а также смотреть телепередачи. Предпочтение, как подводники и полярники, они отдают кинокомедиям и приключенческим фильмам. И совсем не случайно просмотр фильма «Белое солнце пустыни» перед полетом вошел в традицию космонавтов.

Остается открытым вопрос, какое эмоциональное воздействие в межпланетном полете окажут на членов экипажа фильмы, где будут сняты их родные и знакомые. Во время проведения годичного эксперимента в условиях изоляции дней за пятнадцать до нового года испытуемых осторожно спросили, скучают ли они по своим близким и не хотели бы они увидеть их в кино. Двое ответили утвердительно, а третий, подумав, отказался. Этот испытуемый до годичного эксперимента участвовал в гермокамерных испытаниях разной продолжительности, и у него утвердилось мнение, что эмоциональные взрывы, вызываемые просмотром таких фильмов, переносятся не менее трудно, чем однообразный ритм в изолированных объектах.

О переживаниях при просмотре такого фильма можно составить представление по записи А.Н. Божко: «Когда выключили в отсеке свет, а на экране появились дорогие мне лица, мы сидели, затаив дыхание. Борис увидел мать, жену и дочку. И я встретился со своими родными. Мои родные сидели за праздничным столом и поднимали бокалы за мое здоровье. Мы были растроганы до глубины души... Пленку просмотрели еще и еще раз; смотреть ее хотелось бесконечно».

Впоследствии Б. Улыбышев и А. Божко признались, что возбуждение, испытанное ими во время просмотра кинопленки, радость при виде улыбающихся, разговаривающих, двигающихся близких незаметно сменились состоянием некоторой подавленности, опять вспыхнувшей тоски, невеселого раздумья о трехстах оставшихся днях до конца эксперимента.

Представляют интерес эксперименты с демонстрацией фильмов ужасов. Е. Терещенко: «На следующий день через люк луч киноаппарата проецировал на стенку камеры фильм ужасов, в котором две женщины утопили в ванне человека, отвезли в корзине к реке и бросили в воду. Но ночью мертвец опять оказался в ванне, он поднялся из воды перед потрясенными женщинами и вынул глаза». Если обычно эти фильмы вызывают у зрителей страх или омерзение, то в условиях длительной изоляции они вызывали смех. Столь парадоксальную реакцию можно объяснить тем, что действительные трудности эксперимента были для испытуемых несравненно более значимы, чем события, показанные на экране. Это лишний раз говорит о том, как тщательно и разносторонне следует оценивать характер и силу воздействия кино в экстремальных условиях.

Ключевые слова в статье:     кино
Похожие женские статьи:
Новинки этой рубрики:
Может, Вам будет интересно:

Добавить комментарий

Вы можете оставлять комментарии без "капчи" нажав на одну из этих кнопок:
       

Обновить