Воздействие художественного слова

Дата: ➨ Автор: Катя Осадча ➨ Рубрика: Психология

Русский врач И.Е. Дядьковский в 1836 г. утверждал, что художественная литература по-разному влияет на мысли и чувства людей. По его мнению, при чтении серьезной литературы возбуждается умственная деятельность и угнетаются эмоции, страсти, оказывающие влияние на функционирование внутренних органов; при чтении развлекательной литературы имеет место противоположный эффект. Он рекомендовал врачам учитывать это и при лечении книгами целенаправленно вызывать «эмоции-страсти» в соответствии с тем или иным заболеванием.

Библиотерапия как один из методов психотерапии прочно заняла свое место в медицине. В библиотерапии условно выделяют два вида: целенаправленная, служащая для того, чтобы поднять настроение и отвлечь больного от мыслей о болезни, и нецеленаправленная — способствующая воспитанию определенных черт, таких, как сила воли, оптимизм, вера в себя. При подборе художественных произведений для лечебных целей учитывается не только характер заболевания, но также интеллектуальный уровень, степень начитанности и интересы личности.

Хорошая книга есть не что иное, как беседа с человеком, который не может разговаривать с вами иным путем. Настоящего писателя отличает не только умение глубже других людей проникать в суть явлений и острее чувствовать все, на что направлено его внимание, но и способность в словах передать свои впечатления другим с такой ясностью, чтобы читатель переживал их, как свои собственные впечатления. Высокохудожественное произведение заставляет читателя размышлять об основных вопросах жизни, о ее смысле, оценивать поступки людей и т.д. В книгах, в которых живет дух великих людей, мы находим ответы на многие вопросы, черпаем радость и утешение. Читая книги, человек, не осознавая этого, перевоплощаясь в различные персонажи, проживает множество жизней, обогащая тем самым свои переживания. Проникая в духовный мир героев, читатель сравнивает, сверяет, ищет сочувствия, подтверждения и оправдания своим мыслям, чувствам и поступкам. При чтении высокохудожественной книги человек забывает об авторе, видит и слышит людей, которых писатель показывает ему. Чтение хорошей книги — по сути, беседа с умным и заботливым другом или наставником, стремящимся незаметно, исподволь предупредить от ошибок, пробудить все лучшее, что заложено в человеке.

Уже на борту первой орбитальной станции «Салют» была библиотека из специально сделанных компактных книг. Г. Добровольский в дневнике 22 июня 1971 г. записал: «Вадим в свободное время носится с томиком то Пушкина, то Лермонтова». В дневнике В. Волкова от 26 июня читаем: «Вчера даже решил перед сном почитать «Евгения Онегина» и так увлекся, что протянул после отбоя целый час».

Экспериментальные работы, проводившиеся за рубежом с целью изучения воздействия литературно-художественных произведений на психическое состояние людей в условиях изоляции, показали, раскрыли благотворное влияние на человека юмористических и сатирических произведений, а также романтических и приключенческих историй.

Г.М. Зараковский и Л.С. Рысакова считают, что художественная литература для «космической библиотеки» должна содержать: остросюжетный, целиком захватывающий внимание читателя детектив; фантастическую повесть, привлекающую оригинальностью научных и технических идей и новизной ситуации, историко-биографический роман, удовлетворяющий стремление человека к познанию и вместе с тем дающий пример для подражания; психологический роман или повесть, затрагивающие современные проблемы; наконец, собрание юмористических рассказов. Естественно, что при отборе конкретных произведений в первую очередь должны быть учтены пожелания будущих членов экипажа или экспедиции, готовящихся к работе в экстремальных условиях. Тем не менее, литературу, предлагаемую для экстремальных условий, нельзя отнести к «серьезной»; это только «развлекательная» литература, несмотря на всю условность этих понятий. В чем здесь дело?

«Искусство Пикассо, — считает Н.А. Дмитриева, — демонстрирует ту истину, что человек вообще, а человек современного мира, в частности, не только homo sapiens (разумный человек) и не только homo faer (производящий человек), но также homo ludens — человек играющий, и в этом не слабость, а сила его духа, залог его свободы... На игру подчас смотрят свысока, видя в ней бегство в фиктивный мир от настоящего. Это едва ли справедливо, потому что переживания игры подлинные, не фиктивные, несмотря на условность игровой ситуации. Способность воображения — такая же реальная сила человеческого духа, как способность рассуждать и производить.»

Что такое развлечение? Если игра является специфической формой поведения ребенка в процессе его развития, то свободная игра сил в жизни взрослого человека проявляется не в виде игры, а в качестве развлечения, которому люди отдаются в свободное от повседневных забот время. Но в какой-то мере развлечение подобно игре, поскольку это свободная и добровольная активность, вызванная импульсом не ежедневных потребностей. Человек может развлекаться, например, чтением, театром, концертом или кино, пением или танцем, беседой, игрой в шахматы и т.д. Опираясь на игровой аспект, развлекательное значение искусства имеет свой психологический смысл. Любое развлечение всегда переживается человеком как время отдыха.

На первый взгляд может показаться, что развлекательная функция искусства есть нечто второстепенное. Но без этой функции художественной деятельности нельзя объяснить тяготения людей к искусству. «С давних времен задача театрального искусства, писал Б. Брехт, — как и всех других искусств, заключается в том, чтобы развлекать людей. Это всегда придает ему особое достоинство; ему не требуется никаких удостоверений, кроме доставленного удовольствия, но зато оно обязательно». Искусство диалектично; развлечение — не самоцель его. Однако цель искусства недостижима без развлечения. Об этом диалектическом противоречии К.С. Станиславский говорил: «Люди идут в театр для развлечения, но незаметно для себя выходят из него с разбуженными чувствами и мыслями, обогащенные познанием красивой жизни духа».

Диалектически взвешивая, какую нагрузку несет каждое конкретное произведение искусства — развлекательную или информационную, то или другое произведение относится к жанру «развлекательному» или «серьезному».

В первый год службы на ПЛ автор брал в походы как научную, так и классическую, довольно «элитную» литературу (романы Ф. Кафки: «Процесс», «Замок»; философские произведения и драмы Ж.П. Сартра: «Бытие и небытие», «Мухи», «Дьявол и бог» и др.). Ни одного произведения дочитать до конца в условиях плавания не удалось. Видимо, вследствие ас- тенизации и различных помех невозможно было на длительное время сосредоточить внимание на прочитанном, а также следить за развитием сюжета и философскими мыслями авторов. Аналогичные состояния переживали и другие офицеры при чтении подобной литературы. А вот чтение «Золотого теленка», детективов, поэм затруднений не вызывало.

Технические возможности в настоящее время позволяют иметь на борту орбитальных станций большой объем литературы, записанной на лазерных дисках.

Ключевые слова в статье:     слова
Похожие женские статьи:
Новинки этой рубрики:
Может, Вам будет интересно:

Добавить комментарий

Вы можете оставлять комментарии без "капчи" нажав на одну из этих кнопок:
       

Обновить