Fomens.Ru - Женский онлайн журнал
Самое интересное для девушек.
Здесь есть всё, что Вам нужно знать о моде, стиле, красоте, здоровье, отношениях между мужчинами и женщинами, доме и уюте.

Зачем люди смотрят новости и разводят сплетни - это болезнь или потребность

Дата: ➨ Автор: admin ➨ Рубрика: Психология

322

Ограничение притока личностно значимой информации вызывает «информационный голод», неудовлетворение которого может привести к развитию неврозов. В условиях групповой изоляции, когда потребность в информации не может быть удовлетворена по каналам связи, в роли источника информации выступать начинает сам человек.

И проявить себя как источник информации человек может только в общении. «При общении, — писал К.С. Станиславский, — вы прежде всего ищите в человеке душу, его внутренний мир... Для того, чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, т. е. прежде всего свои собственные переживания, чувства и мысли». Как показывают исследования, уже дети дошкольного возраста выбирают для общения партнера, который может быть источником информации. Школьники и студенты считают интересным того человека, с которым можно о многом поговорить. В обычных условиях в качестве собеседника выступают сослуживцы, члены семьи, знакомые, попутчики и т.д. Получение информации и обсуждение ее при общении связано не только с интеллектуальной деятельностью, но и с эмоциональными переживаниями.

Когда, например, формируется экипаж подводной лодки, у моряков появляется желание поближе узнать друг друга. Вначале обмен информацией носит поверхностный характер и касается, как правило, биографических данных. В дальнейшем он приобретает более широкий диапазон. Совместно обсуждаются события на корабле и в мире, увольнения на берег, просмотренные кинофильмы, прочитанные книги, спортивные новости и т.д. Как показали наблюдения, во время длительных походов моряки реже начинают обмениваться информацией друг с другом. У людей снижается интерес к тесному общению.

Ю. Сенкевич вспоминает: «Какие же у нас на «Ра» подобрались интересные люди... И как удачно, что у нас есть скамейка- завалинка, словно специально созданная для вечерних бесед!.. Сейчас на «Ра-2» в нашем распоряжении не кустарщина из канистр и бурдюков, а комфортабельное сиденье... Сумерничаем мы теперь далеко не так часто, как в прошлом году. Выяснилось, что мы меньше, чем в прошлом году, стремимся к общению. Зачем оно нам? Разве без того каждый о каждом не знает уже все-все?».

Исследования, проведенные Келейниковым на гидрометеорологических станциях в условиях Крайнего Севера, показали, что новые члены коллектива обычно привлекают к себе особое внимание, но с течением времени по мере информационного истощения интерес к ним пропадает. Р. Бэрд заметил, что в условиях зимовки в Антарктиде наступает день, «когда ни у кого не остается ничего, что можно было бы рассказать другим». Участник зимовки Д. Родаль об информационном истощении повествует: «Вначале нам нравилось наше вынужденное заключение. Но вскоре... даже самые интересные истории выслушивались без интереса, так как их повторяли много раз. Мы старались избегать дискуссий, ибо знали, что они приведут к ссорам и катастрофе... Не было больше необходимости или даже желания выражать свои мысли словами, мы могли их читать на лицах каждого из нас...».

Информационная истощаемость четко прослеживается и в модельных экспериментах. А. Божко: «Интересно, что... повседневное общение привело к тому, что мы научились понимать друг друга без слов; за сутки каждый скажет три-четыре десятка слов, и все... О себе каждый из нас уже рассказал все, что мог и хотел, в первые дни».

Во всех рассмотренных случаях люди имели возможность получать, хотя бы в ограниченном количестве, информацию из книг, журналов и по радио. Особенно быстро и остро дает чувствовать себя информационная истощаемость в групповой изоляции, когда люди лишены источников пополнения своих знаний и впечатлений. Примером может служить зимовка Ф. Нансена и Иогансена в небольшой хижине на Земле Франца-Иосифа в 1895—1896 гг. «Жизнь была так однообразна, — вспоминал Ф. Нансен, — что о ней почти нечего было писать. Изо дня в день приходили и уходили одни и те же мысли... Все темы для бесед были нами давным-давно исчерпаны; не оставалось почти никаких, имеющих сколько-нибудь общий интерес, мыслей, которыми бы мы уже не обменялись».

Информационная истощаемость при наличии потребности в общении приводит к тому, что люди начинают повторяться, а это вызывает негативные реакции. Но человек не может не говорить. Ведь общение — коренная потребность личности. А в экстремальной ситуации оно жизненно необходимо. «Но почему так нелегко бывает сдержаться, не сказать чего-нибудь «не по делу?» — спрашивает А. Божко и констатирует. — Однако слово, не несущее определенной информации, раздражает, и тот, кто просто решил поупражняться в речи, рискует испортить отношения со слушателями. Видимо, необходим постоянный обмен свежей информацией. А как быть, если ее нет, как в наших условиях? Наверное, нужно быть еще более острожным в обращении со словами».

В условиях изоляции в некоторых группах стихийно вырабатываются формы общения, позволяющие сохранить стабильность во взаимоотношениях. Одна из них, судя по отчетам полярников, — организация популярных лекций, читаемых специалистами экспедиции. Так, К. Борхгревинк отмечает, что во время зимовки «проводились доклады на темы полярные, литературные, религиозные и политические... При этом достигалось главное: дремавшая мысль пробуждалась к новой деятельности». Р. Бэрд свидетельствует, что во время зимовки инициативно возник «Антарктический университет», в котором профессора экспедиции читали лекции на различные темы. По данным П.Д. Астапенко, на станции «Литл-Америка-5» часто читались лекции на самые разнообразные темы, причем они сопровождались демонстрацией диапозитивов. Для желающих было создано более десяти кружков: языковых, технических, образовательных. «Чтобы внести какое-то разнообразие в нашу жизнь и ближе познакомиться с профессиями друг друга, — пишет М. Маре, — по вечерам мы устраивали своего рода научные конференции». Е.К. Федоров вспоминает, что во время зимовки в Арктике в 30-х годах «каждую неделю проводились беседы на научные темы — выступали поочередно все научные сотрудники и рассказывали о существе и целях исследований, которые они проводят». Судя по отчетам полярников, проведение лекций, дискуссий служило действенным средством борьбы с разобщенностью людей, вызываемой падением интереса друг к другу.

Вторая форма, способствующая притоку информации, — стихийная замена партнеров по общению, которая начинает происходить обычно после трех месяцев зимовки. Это вызвано потребностью компенсировать отсутствие новизны в общении.

Таким образом, специфическими психологическими факторами в условиях групповой изоляции являются постоянная публичность и информационная истощаемость партнеров по общению.

Ключевые слова в статье:     сплетни      друг      чувства      книги      общении      читать      поход      пс      после      5      3      ц      поч      поче      почем      почему      почему т      почему так      голод      еде      чувство      отношения      мо      спорт      упра      упраж      Как      ден      день      дети      по      чер      черн      Все      а      како      пор      чит      чита      к ч      всег      фильмы      фильм      рав      рави      Что
Похожие женские статьи:
Новинки этой рубрики:
Может, Вам будет интересно: