Fomens.Ru - Женский онлайн журнал
Самое интересное для девушек.
Здесь есть всё, что Вам нужно знать о моде, стиле, красоте, здоровье, отношениях между мужчинами и женщинами, доме и уюте.

Роль интерьера в психогигиене

Дата: ➨ Автор: admin ➨ Рубрика: Психология

337

Большую часть времени современный человек проводит в помещениях, имеющих различное функциональное назначение (для работы, отдыха, сна, физических занятий и др.). Техническая эстетика, разрабатывающая рекомендации по улучшению условий труда и быта, учитывает, что на эмоциональный фон человека, на его настроение могут влиять такие факторы, как организация рабочего места, планировка производственных помещений и комнат для отдыха.

Если говорить о будущих длительно существующих орбитальных станциях, межпланетных кораблях и лунных базах, то там, безусловно, будут оборудованы бытовые блоки для сна и активного отдыха, а также для физических занятий. При их проектировании необходимо опасаться как излишне просторных «залов», пребывание в которых порождает чувство заброшенности, одиночества (как это было, например, на американской орбитальной станции «Скайлэб», включающую опустошенную от горючего последнюю ступень ракеты), так и помещений малого объема, порождающих чувство замкнутости, скованности.

Еще в начале XIX в. И. Гете утверждал, что различные цвета «действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют». Столетия, по меткому выражению французского колориста Ф. Леже, «чтобы грязь не была видна, производственные помещения красили в цвет грязи». Известен случай, когда один английский фабрикант окрасил свои цеха «немарким» черным цветом, что породило эпидемию нервных заболеваний среди работниц. На другом предприятии стены в экспериментальных целях были выкрашены светло-зеленой краской и покрыты черными полосами; рабочие стали жаловаться на головную боль, вялость, повышенную утомляемость. Экономист В. И. Терещенко рассказывает, как на одном американском заводе, где изготавливались мелкие детали электронных приборов, стены и станки поначалу были окрашены в краснооранжевые тона. В производстве был большой процент брака; причину брака вскрыть не могли и пригласили психологов- консультантов, которые, на первый взгляд, дали странную рекомендацию перекрасить стены цеха и оборудование в голубо- вато-зеленые тона. Совет был выполнен, и процент бракованной продукции сразу резко снизился. Дело оказалось в том, что красно-оранжевые тона раздражают, нервируют рабочих, и у них нарушается тонкая координация движений и падает острота зрения. Светлые тона зеленого, синего цвета, голубой и желтый цвета, их сочетания с белым цветом делают настроение ровным, бодрят, способствуют формированию у рабочих стойкого положительного эмоционального фона, в результате труд становится более производительным в течение всего рабочего дня.

На протяжении многих лет белый цвет был символом медицины. Белые халаты, белые операционные, белые палаты... Исследования показали, что монотонная белизна стен, мебели, белья утомляет, раздражает, требует чрезмерного напряжения внимания. И за последние десятилетия цветовая гамма в больничных учреждениях чрезвычайно расширилась. Теперь, например, в операционных врачи работают в зеленых халатах.

Французский исследователь М. Дереньер разработал квалификацию воздействия цвета на настроение человека: оранжевый — бодрит, стимулирует к активной деятельности; синий — освежает, уменьшает физическое напряжение, может регулировать ритм дыхания, успокаивает работу сердца; красный — возбуждает; желтый — располагает к хорошему настроению; зеленый — цвет покоя и свежести, успокаивающе действует на нервную систему; фиолетовый — способствует возникновению чувства утомления и беспокойной взволнованности; серый — вызывает апатию, скуку.

В Институте медико-биологических проблем для космонавтов был создан специальный набор очков со стеклами различных цветов. В инструкции говорится, что очки с оранжевыми стеклами рекомендуется надевать во время апатии, хандры или просто грустного настроения и нежелания работать. Сине- зеленые, наоборот, могут потребоваться для того, чтобы немного сбавить пыл и снять раздражение. В настоящее время выявлены не только психофизиологические реакции на определенные цвета, но и эмоциональное воздействие цветовых контрастов. Цвет в настоящее время, наряду с объемом, освещенностью и формой помещения, звуковыми раздражителями, рассматривается как важнейший компонент психофизиологического климата. Влияние цвета и цветовых сочетаний на человека находится в зависимости от площади окрашенных поверхностей, расстояния до них, относительного расположения рассматриваемых предметов, их конфигурации, фактуры, количества и т.д.

При дефиците объема конструкций художники-конструкторы могут широко использовать способность цвета «выступать» или «отступать» на определенном фоне. Так, темные цвета на сером фоне всегда кажутся отступающими; отступают также «холодные» (голубовато-зеленые) цвета — на теплом (красножелтом) фоне. Светлые цвета на темном фоне, как и теплые — на холодном, в восприятии как бы приближаются, выступают вперед. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что, применяя в интерьере различные цвета, можно поднять работоспособность людей, нейтрализовать ощущение жары или холода, снять напряженность и т.д. Однако переоценивать влияние этого фактора на органы чувств и на тонус нервной системы не следует.

Мощный поток афферентных импульсов, идущих извне при обычном образе жизни, возникает вследствие воздействия суточной и годичной периодичности явлений, существующих на нашей планете. Установлено, что освещенность поверхности Земли в течение суток изменяется, увеличиваясь или уменьшаясь, в 300 млн. раз. Когда мы находимся в помещении, световой климат для нас реально существует как световой поток, поступающий через окно. Поэтому возможным вариантом решения свето-цвето- климата, как считают В.В. Зефельд и Л.Н. Мельников, является воспроизведение в интерьере замкнутого пространства светового климата помещения (например, отсека для проведения досуга) с помощью особого экрана, выполняющего функции искусственного окна (источник света и источник изображений). Если осуществить на таком экране запрограммированную смену различных изображений и одновременно через него освещать интерьер светом соответствующей интенсивности и длины волны, то можно создать для человека достаточно разнообразное светоцветовое окружение, которое благоприятно скажется на его нервно-психическом состоянии, поможет сохранять представление о времени в рамках суточной периодики.

Программа изображения для проекции на «окно» при современных технических средствах не представляет большой сложности. Как показывают эксперименты, плавное изменение яркости источника света, освещающего такое окно, с одновременным проецированием отснятых пейзажей создает у испытуемых иллюзию суточного изменения освещенности, перемены погоды (дождь, снегопад, туман и т.д.), смены времен года. В 1968 г. стереоэффектные пейзажи были озвучены голосами птиц, стрекотанием кузнечиков, прибоем моря и т.д. Как показали исследования, звуковой природный фон порождает много различных ассоциаций, вызывая положительные эмоции.

Влияние световых и звуковых эффектов на эмоциональные состояния, чувства и ассоциации в сценическом искусстве впервые описал К.С. Станиславский: «Сначала дали яркий свет, и на душе сделалось весело. В то же время за сценой началась симфония звуков: автомобили, звонки трамвая, фабричные гудки, отдаленные свистки паровозов свидетельствовали о разгаре дневной работы. Потом постепенно установили полусвет. Мы сумерничали. Было приятно, тихо и немного грустно. Располагало к мечтанию, тяжелели веки. Потом поднялся сильный ветер, почти буря. Стекла в оконных рамах дребезжали, ветер гудел и свистел. Не то дождь, не то снег бил в окна. Вместе с угасающим светом все стихло... Уличные звуки прекратились. Били часы в соседней комнате. Потом кто-то заиграл на рояле, сначала громко, а потом тихо и грустно. Выло в трубе, и становилось тоскливо на душе. А в комнате уже наступил вечер, зажгли лампы, звуки рояля затихли. Потом вдали, за окнами, башенные часы пробили двенадцать. Полночь. Водворилась тишина. Скребла мышь в подполье. Изредка гудели гудки автомобилей да перекликались короткие свистки паровозов. Наконец все замерло, наступили могильная тишина и темнота... Больше всех восхищался Вьюнцов. — Лучше чем в жизни! — уверял он нас.

— В жизни на протяжении целых суток не замечаешь воздействия света, — объяснял свои впечатления Шустов, — но когда на протяжении нескольких минут, как сейчас, промелькнули все дневные и ночные переливы тонов, чувствуешь силу, которую они имеют над нами. Вместе со светом и звуком меняются и чувствования: то грусть, то тревога, то ожидание... — передавал я свои впечатления».

Как мы уже говорили, в экстремальных условиях должны быть отдельные помещения для челнов экипажа и экспедиции. Наличие таких помещений не только позволит каждому побыть наедине с собой, но и оформить интерьер в соответствии со своим вкусом, а возможность удовлетворить свои эстетические потребности положительно скажется на эмоциональном состоянии человека. Сказанное подтверждается наблюдениями людей, находящихся в экстремальных условиях. Так, Р. Бэрд рассказывает, что каждый зимовщик бережно вешал над своей койкой одну-две фотографии, а кое-кто календарь с картинками, сообщает, в частности, о Кларке, который «очень дорожил своим уголком и приложил все усилия, чтобы сделать его комфортабельным. Другой исследователь Антарктиды — Маре — пишет: «Боб Девис первым начал благоустраивать свое тесное «жизненное пространство». Над головой он приколотил полку... прикрепил у своего изголовья портрет жены». Космонавты также берут с собой фотографии своих близких, различные картинки и портреты; довольно часто портреты С. Королева и Ю. Гагарина.

Ключевые слова в статье:     психогигиене      интерьер      напряжение      друг      чувства      эмоции      лето      один      эмоционально      напряженность      взгляд      английский      работа      после      3      ц      поч      еде      чувство      силь      сильны      сил      сильн      мо      Как      как из      ден      по?      по      сек      чер      черн      а
Похожие женские статьи:
Новинки этой рубрики:
Может, Вам будет интересно: