Что такое КАЙФ

Дата: ➨ Автор: admin ➨ Рубрика: разное

КАЙФ

Преодолевая барьер, субъективно воспринимаемый в форме информационной неопределенности, у человека наступает эмоциональное «разрешение». Развитие и продолжительность этого феномена зависит от воздействия различных психогенных фак­ торов.

После отделения от самолета в течение нескольких секунд до раскрытия парашюта человек подвергается ряду кратковременных, но резких и необычных для него воздействий, вызывающих ряд новых ощущений. Для этого момента характерны нарушения в психике у прыгающих впервые: они не в состоя­нии осознать, а затем воспроизвести в памяти детали и ощущения, пережитые ими в первые секунды свободного падения. Космонавт В. Быковский свидетельствует: «Как оттолкнулся от самолета — не помню. Начал соображать, когда рвануло за лямки и над головой «выстрелил» купол».

После раскрытия парашюта у прыгающих впервые наступает радостный подъем настроения, переходящий очень часто в эйфорию. «Стало тихо и спокойно, — рассказывает В. А. Шаталов. — Посмотрел вверх: надо мной белел огромный купол. Хотелось смеяться, кричать, петь песни. Стало смешно — неужели это я так отчаянно трусил там, в самолете? Я готов был прыгать еще и еще..».

Как уже отмечалось, чем ближе к старту, тем выраженнее психическое напряжение космонавтов, проявляющееся в резком нарастании частоты пульса в период готовности и в момент стар­ та. Сразу после старта эмоциональное напряжение начинает спа­ дать; несмотря на нарастание перегрузок при выведении корабля на орбиту, частота пульса начинает значительно снижаться.

После выведения корабля на орбиту у космонавтов, как и после раскрытия парашюта при первых прыжках, отмечается реакция разрешения. В.А. Шаталов вспоминал: «Сердце мое билось учащенно. Чувствовалась какая-то необыкновенная лег­ кость не только в теле, но и в мыслях. Хотелось смеяться». «Первое, что испытываешь, когда космический корабль выходит на орбиту, — пишет В. Севастьянов, — это радость. Эмоционально приподнятое настроение.»

Согласно теории эмоций П.В. Симонова, отрицательные переживания возникают в условиях дефицита информации. Знак эмоции изменяется, когда объем поступающей информации начинает превышать прогностически необходимый уровень. При выведении корабля на орбиту человек оказывается избыточно информированным, что и вызывает положительные эмоциональные состояния. Однако эмоцию разрешения нельзя объяснить только информационными процессами, не учитывая физиологических процессов.

В условиях угрозы для жизни человеку необходимо подавить состояние страха. Это связано с интенсивным напряжением нервных процессов — возбуждения и внутреннего торможения. В момент выхода из напряженной ситуации начинается расслабление. Когда интенсивность внутреннего напряжения спа­ дает, берет перевес подкорка. Возникшая положительная индукция выражается в эйфории и двигательном возбуждении.

За то, что здесь мы имеем дело со снятием информационной напряженности и эмоцией разрешения, говорит следующий факт. Через достаточное время нахождения в космосе, т. е. когда произошла адаптация к невесомости либо после окончания какой-либо деятельности, сопряженной с большой ответственностью или угрозой для жизни, можно вновь наблюдать эту ре­ акцию. Так, астронавт М. Коллинз сделал в одиночестве 27 витков вокруг Луны. После успешной стыковки корабля с лунной кабиной, в которой находились Армстронг и Олдрин, у него возникло психомоторное возбуждение, описание которого вынесено в эпиграф.

В русле сказанного представляют интерес наблюдения за эмоциональным состоянием С.П. Королева в «бункере» в день запуска Ю. Гагарина. Предстартовая подготовка шла без замечаний, но произошел неожиданный эпизод: за две минуты до пуска на пульте загорелся транспарант «Конец магнитофонной записи». Выяснилось, что Ю. Гагарин перед стартом непрерывно пел песни и израсходовал всю пленку диктофона. Специалисты Ю. Карпов и В. Хильченко, обеспечивающие функционирование систем корабля, на свой страх и риск перемотали плен­ ку за 50 секунд до отключения кабеля от корабля, тем самым лишив руководителей полета связи с космонавтом. Это вызвало замешательство, но через минуту все упокоилось. Последние секунды были заполнены тревогой и показались вечностью. Л.А. Воскресенский и А.С. Кириллов смотрели за стартом в перископы, а С.П. Королев сидел рядом с ними на стуле. Раздался ровный голос командующего: «Ключ на старт», и Сергей Павло­вич весь как-то обмяк, лицо его стало бледным, и он замер, как будто полностью отключившись от всего окружающего. Только рев двигателей, проникший в «бункер», вернул его в нормальное состояние.

Состояние эмоционального разрешения на том или ином этапе деятельности необходимо учитывать в практике обеспечения полетов и выполнения экспериментов и других заданий. В тех случаях, когда эта психологическая закономерность не принимается во внимание, могут возникнуть нарушения в выполнении задания. Примером может служить эпизод, имевший ме­ сто при полете космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5». По программе сразу после стыковки должен был начаться переход космонавтов Е. Хрунова и А. Елисеева через открытый космос из одного корабля в другой, пока они находились на светлой части орбиты. Процесс стыковки осуществлялся впервые, что обусловило высокую психическую напряженность членов экипажей. Когда стыковка произошла, у космонавтов возникло выраженное состояние эйфории и двигательного возбуждения, ко­торое не позволило им сразу начать запланированный переход. Е. Хрунов рассказывает: «Корабли плавно сближались. Расстояние все уменьшалось, а наше напряжение нарастало. Мягкий толчок, на приборной доске загорелся сигнал: «Есть стыковка». От радости мы с Елисеевым как бы забыли, что нам через некоторое время надо покинуть корабль и выходить в открытый космос». Командир корабля «Союз-4» В. Шаталов вспоминает: «Облегченно вздохнул и во весь голос радостно кричу ребятам: «Добро пожаловать, Байкалы!» В ответ слышу какие-то радостные бессвязные возгласы... Перебивая друг друга, экипаж «Союза-5» бурно выражал свой восторг, допуская при этом слова неформальной лексики, по поводу успешного выполнения первой части эксперимента. Я запросил экипаж «Союза-5» о готовности к переходу. И тут оказалось, что ребята еще никак не могут успокоиться».

Из сказанного можно заключить, что во время деятельности, сопряженной с угрозой для жизни, или выполнения ответственного задания у человека возникают сложные, противоречивые психические состояния — от эмоционального напряжения при информационной неопределенности до эйфории, двигательного возбуждения при избыточной информации.

Ключевые слова в статье:     кайф      эмоции      ощущения      реакция      лицо      напряжение      радость      друг      страх      лето      один      невесомости      пес      угрозы для жизни      эмоционально      напряженность      пс      после      5      еде      сил      мол      Как      ден      день      д??г      по?      по      сек      чер      заг      заго      маг      Пос      Посл
Похожие женские статьи:
Новинки этой рубрики:
Может, Вам будет интересно: