Паспорт профессии

Дата: ➨ Автор: admin ➨ Рубрика: Психология

331

Всякому психологическому отбору предшествует работа по определению качеств, необходимых для успешного выполнения той или иной работы. Иными словами, составляется «психологический паспорт» профессии.

О необходимости психологического изучения и классификации огромного числа профессий писали многие еще в 20-х годах XX в. Психолог О. Лимпан составил особый вопросник, начинавшийся словами: «Необходимы ли для занятий вашей профессией...», и дальше шел 151 вопрос. Этот список дополнялся специальными исследованиями людей, успешно работавших в той или другой должности. Работа по изучению профессиограмм или «моделей» специалистов не может считаться завершенной, поскольку никакая профессия не остается неизменной. Так, одни требования предъявлялись к летчикам поршневой авиации и совсем иные — к летающим на сверхзвуковых самолетах.

Если весь перечень требований, предъявляемых к летчикам, обобщить, то кратко профессиограмму можно описать так. Чтобы успешно овладеть летной профессией, человеку необходимо самообладание, выдержка, умение не теряться в самой сложной обстановке. Это как бы основа. А она предполагает быстроту реакции, мгновенную оценку обстановки и соответствующие ей действия. Не получится летчика и без высокоразвитого внимания, хорошего пространственного и временного восприятия, точной координации движений. Будущему летчику необходимо обладать и такими чертами характера, как решительность, смелость, настойчивость и, наконец, венец всех необходимых качеств — любовь к избранной профессии и активная направленность на овладение летным делом.

Нет, пожалуй, ни одного вида деятельности людей, который не был бы связан с различными формами их организации. Организаторская деятельность имеет свою специфику и предъявляет особые требования к личности руководителя. Л.И. Уманский в структуре личности способного организатора выделил как общие, так и специфические качества. Общими он называл те качества, которые могут наблюдаться и у людей, не являющихся организаторами:

• практичность ума (практическая сметка, способность применять знания, опыт в жизненной практике, в любой конкретной ситуации);

• общительность (открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми);

• глубина ума (способность доходить до сущности явления, видеть его причины и следствия, определять главное);

• активность (умение действовать энергично, напористо при решении практических задач);

• инициативность (особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений, энергичность, предприимчивость);

• настойчивость (проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца);

• самообладание (способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях);

• работоспособность (выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не уставать);

• наблюдательность (умение видеть, мимоходом замечать примечательное, сохранять в памяти детали);

• организованность (способность подчинять себя необходимому режиму, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность).

Перечисленные качества у способного организатора могут и не достигать высокого уровня развития, но не должны переходить в свою противоположность. Допустим, не развита общительность, но нет и замкнутости.

Специфические организаторские свойства (особые организаторские способности) подразделяются на три группы: «организаторское чутье»; эмоционально-волевая воздейственность; склонность к организаторской деятельности. Без достаточной выраженности этих свойств человек никогда не станет хорошим организатором, способным повести за собой людей.

П е р в а я группа организаторских способностей — «организаторское чутье» — очень часто проявляется в интуиции. Организаторы часто говорят: «Так мне подсказывает чутье», «Чувствую, что это надо сделать именно так, а почему так, объяснить не могу». В эту группу входят:

А. Психологическая избирательность — способность быстро и глубоко вникать в психологию человека и «отражать» ее, умело меняя тон и форму общения, средства и методы воздействия. Руководитель, обладающий психологической избирательностью, легко определяет, на что способен тот или другой работник, быстро улавливает изменения взаимоотношений в коллективе, умело группирует людей в зависимости от их симпатий и антипатий. В психологии существует термин «эмпатия» — способность человека встать в своем воображении на место другого и пережить его состояние, т.е. способность к сопереживанию. Эмпатия — один из показателей психологической избирательности. Вот выдержки из характеристик организаторов: «Она (бригадир), как чуткий прибор, переживает то, что беспокоит членов ее бригады, то разделяя радость успеха, то успокаивая при неудаче». При комплектовании бригады Виктор Л. включил в свой коллектив слабого работника Юрия Б., объясняя это тем, что он в какое-то мгновение вдруг пережил то состояние одиночества, которое наверняка испытывает Юрий, отвергаемый всеми бригадами. Такой организатор всегда имеет интерес к людям, тягу к общению с ними. Зачастую он способен составить быструю и точную психологическую характеристику человека, дать меткую словесную, а порой и мимическую «фотографию». У него развита склонность к психологическому анализу, объяснению поведения и поступков других людей и собственных.

Б. Практически-психологический ум — способность нахо дить наилучшее практическое применение каждому человеку в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей. Проявляется в способности распределить обязанности между участниками коллективной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей; в быстрой ориентировке в ситуациях, требующих практического применения знаний психологии людей; в способности решать практические вопросы сквозь призму возможностей коллектива; в умении быстро оценить и оптимально учитывать особенности взаимоотношений людей при их группировке для совместной деятельности.

В. Психологический такт — манера поведения при установлении взаимоотношений и взаимодействия с людьми, выражающаяся в способности быстро найти тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей окружающих. Чуткость, внимательность к окружающим людям, простота и естественность без наигранности в общении, справедливость, объективный подход к людям — вот слагаемые психологического такта — качества, особенно ценимые подчиненными. Руководитель, обладающий психологическим тактом, не позволит себе ни речевых шаблонов, ни приспособленчества в разговоре с различными людьми.

Итак, составляющие «организаторского чутья» — психологическая избирательность, практически-психологический ум и психологический такт, своеобразный сплав этих качеств.

В т о р а я группа свойств личности, обеспечивающих эмоционально-волевую воздейственность, включает в себя:

• общественную энергичность — способность заражать энергией других людей, используя разнообразные средства — от иронической улыбки до строгого приказа; способность воздействовать на подчиненных своим отношением к ним, к их делам, оценкой их поступков, собственным примером;

• требовательность — характеризуется постоянством или гибкостью проявления в связи со сложившейся ситуацией; разнообразием форм предъявления, зависящим от постоянных или временных психологических особенностей и состояний руководителя;

• критичность (способность анализировать деятельность и поведение других людей) — выражается в самостоятельности суждений человека, в логичности и аргументированности его критических замечаний, их прямоте и смелости (без критиканства), глубине и доброжелательности.

Т р е т ь я группа — склонность к организаторской деятельности — предполагает самостоятельное включение в эту деятельность: смелое вхождение в роль организатора и умение нести ответственность за работу других людей, потребность в организаторской деятельности и постоянная готовность к ее выполнению; эмоционально-положительное самочувствие при ее выполнении и чувство скуки и неудовлетворенности без нее.

Аналогичным образом можно выделить качества личности, необходимые для успешной деятельности при овладении любой профессией — педагога, врача, юриста, высотника-монтажника, горноспасателя и т.д.

Для выявления задатков, способностей и других качеств личности в настоящее время широко используются тесты.

Ключевые слова в статье:     Паспорт профессии      мими      радость      друг      чувства      один      эмоционально      любовь      общении      читать      способности      работа      пс      после      5      ц      поч      поче      почем      почему      почему т      почему так      еде      чувство      сил      мол      мо      ден      чер
Похожие женские статьи:
Новинки этой рубрики:
Может, Вам будет интересно: