Fomens.Ru - Женский онлайн журнал
Самое интересное для девушек.
Здесь есть всё, что Вам нужно знать о моде, стиле, красоте, здоровье, отношениях между мужчинами и женщинами, доме и уюте.

О задатках и способностях

Дата: ➨ Автор: admin ➨ Рубрика: Психология

330

Способностью называют такие психические особенности личности, которые обеспечивают ей успешную деятельность в какой-либо области. Без способности к наблюдательности немыслим писатель, врач и педагог. У художника должна быть чрезвычайно развита зрительная память. В творчестве инженера большое значение имеет воображение. Для фехтовальщика — скорость реакции.

Никто из людей не рождается с умением что-либо делать. Так не бывает: человек взял кисть и сразу стал создавать шедевры живописи или сел в пилотскую кабину и стал управлять самолетом. Человек рождается только с задатками.

Люди от рождения отличаются друг от друга ростом, цветом глаз, формой тела. Они отличаются остротой органов чувств, подвижностью процессов возбуждения и торможения, силой нервной системы, способностью мыслить, эмоциями и волевыми качествами и др.

Проблема способностей возникла в процессе разделения труда в период античности. Уже тогда наметились два подхода к пониманию способностей (их врожденность и зависимость от внешних условий) в философских рассуждениях Платона и Аристотеля. В плане первого направления интерес представляет книга Хуана Уарте «Examen de ingenios paralassciencas». Это название можно перевести и как «испытание», и как «исследование» способностей или дарований. И начинается она следующим наставлением: «Для того чтобы произведения мастеров обладали тем совершенством, которое было бы полезно для государства, следовало бы установить следующий закон: пусть плотник не занимается земледелием, а ткач — архитектурой; пусть юрист не занимается лечением, а медик — адвокатским делом; но пусть каждый занимается только тем искусством, к которому он имеет природный дар, и откажется от всех остальных. Считая способности столь ограниченными, что он может овладеть только одним делом, но не больше, я всегда думал, что никто не может знать в совершенстве два искусства, без того, чтобы он оказался несовершенным в одним из них...». В подкрепление сказанного он приводит цитату из «Законов» Платона: «Пусть никто не будет одновременно литейщиком и плотником, ибо человеческая природа не может одновременно хорошо делать два искусства или две науки».

Философ Т. Гоббс в 1651 г. утверждал: «Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей... Что же касается умственных способностей, то я нахожу в этом отношении даже больше равенства среди людей, чем в отношении физической силы...»

Энциклопедист К.А. Гельвеций в своей книге «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» одну из глав назвал «Воспитание всемогуще», а другую — «Все люди с обыкновенной нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями». В начале книги он выделил курсивом основную идею: «Локк и я утверждаю: неравенство умов есть результат известной причины, и эта причина — разница в воспитании».

Соответственно современным представлениям о проблеме задатков и способностей вплотную подошел Д. Дидро (1713— 1784). Рассматривая положения К.А. Гельвеция, в 1774 г. он пишет: «Он говорит, воспитание значит все. Скажите: Воспитание значит много. Он говорит: Организация (врожденные способности. — В. Л.) не значит ничего. Скажите: Организация значит меньше, чем это обычно думают... Поступать так (как Гальвеций. — В. Л.), кажется мне, значит... писать одновременно и сатиру на воспитателей, и апологию их».

Значение воспитания, считал Д. Дидро, заключается «вовсе не в том, чтобы сделать из любого среднеорганизованного ребенка, что желательно сделать из него его родным, но в том, чтобы заставить его постоянно заниматься тем, к чему он способен». Положение Д. Дидро — «Человек не рождается ничем. Каждый человек рождается с известной способностью к чему- нибудь» — до настоящего времени признается большинством психологов. Профессору Б.М. Теплову принадлежит фраза, ставшая крылатой: «Способность — это задаток в развитии».

Задатки в ряде случаев проявляются чрезвычайно рано. Известно, что Моцарт с пяти лет начал сочинять музыку, в восемь создал первые сонаты и симфонии, а в одиннадцать — оперу. В шесть лет он пользовался мировой славой, а в четырнадцать был избран членом Филармонической академии в Болонье. Трехлетний И. Репин вырезал из бумаги животных, а в шесть лет начал рисовать с натуры. Пушкин сочинил первое стихотворение в восемь, а Лермонтов — в десять лет. Паскаль, Лейбниц и Гаусс с раннего детства поражали окружающих своими задатками к математике. Энрико Ферми стал профессором и крупным ученым в области физики в 25 лет. Ирен и Фредерик Жолио Кюри в 28-летнем возрасте подошли к открытию искусственной радиации. Этот список можно было бы продолжить.

Очень интересная мысль о развитии способностей при имеющихся задатках и при их отсутствии была высказана Г. Лейбницем (1646 — 1716): «Это подобно разнице между фигурами, произвольно высекаемыми из камня или мрамора, и фигурами, которые прожилками мрамора обозначены или предрасположены обозначаться, если ваятель воспользуется ими». Насколько трудно порой бывает увидеть эти «прожилки», говорят многочисленные примеры из жизни талантливых людей.

Великий И. Ньютон в школе слыл тупицей и был взят домой из-за неспособности к обучению. О В. Скотте профессор университета сказал: «Он глуп и останется глупым». Пастер в школе не успевал по химии. Белинский был исключен из университета «по слабому здоровью и притом по ограниченности способностей». Когда Суриков поступал в Академию художеств, инспектор, просмотрев предъявленные им рисунки, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить». Ф.И. Шаляпина не приняли в хористы «по неспособности к пению». Студента А. Эйнштейна его преподаватель Минковский считал неспособным к математике.

Следует также сказать, что задатки могут проявляться и в зрелые годы. Известно, что у Врубеля художественный талант довольно быстро и неожиданно проявился в 20, а у Гогена — в 38 лет. Крылов начал писать в 40, а Аксаков — в 50 лет.

Развитие скрытых задатков к способности заниматься той или другой деятельностью происходит иногда как бы случайно. И.Г. Песталоцци родился в 1746 г. в Цюрихе и до 52 лет занимался сельским хозяйством. Во время французского вторжения в Швейцарию (1798) у озера Люцерн он обнаружил группу детей, оставшихся без родителей и средств к существованию, и взял их под свое покровительство. Три года спустя вышла его историческая книга «Как Гертруда учит своих детей», в которой он сформулировал ведущие принципы педагогики. В частности,

И.Г. Песталоцци исходил из того, что понятийное мышление основано на «зрительном уяснении». «Визуализацию мышления» он считал стержневым элементом своей системы, оперируя на занятиях большим количеством наглядного материала. И.Г; Песталоцци также полагал, что главная цель обучения заключается не столько в накоплении знаний, сколько в развитии умственных способностей и душевных сил ребенка.

Одна за другой стали возникать школы, преподавание в которых велось в соответствии с принципами И.Г. Песталоцци. В 1802 г. открылась такая школа в Аарау, где работал сам создатель новой системы.

После провала на экзаменах в Цюрихский политехникум, в

1895 г., в школу Аарау поступил 16-летний А. Эйнштейн и пробыл в ней всего одни год. Но этот год оставил в нем неизгладимое впечатление, что можно заключить из речи, написанной в связи с вручением ему Нобелевской премии; в речи было всего 14 строк, но А. Эйнштейн счел необходимым упомянуть о школе Аарау, как важнейшем этапе своего духовного становления.

А. Эйнштейн развивался в детстве медленно, с трудом. Он поздно научился говорить. «Ничего, Альберт, — шутил его дядя Якоб, — не из каждого получается профессор, не падай духом!». Пошел он в подготовительную школу девяти лет.

Возможно, именно в школе Аарау он открыл для себя силу своего зрительного воображения и другие особенности своего, в частности, интуитивного мышления, в котором главными «кодами информации» были геометрические образы и мышечные ощущения. Та нестандартность, которая в мюнхенской гимназии с ее казарменным духом навлекала на него лишь неприятности, нарекания и беспокойства, совсем по-другому воспринималась в Аарау, где живы были традиции педагога- гуманиста, и школа не только не подавляла, но всячески поощряла самобытность учащихся.

О’Генри, находясь за решеткой как растратчик, решил попробовать писать рассказы, чтобы добыть средства к существованию любимой дочери. И стал всемирно известным писателем.

Многие выдающиеся люди, про которых обычно говорят, что талант у них «от бога», в своих воспоминаниях подчеркивают ведущее значение труда в их творчестве. «Меня считают баловнем судьбы, — писал в 1824 г. великий Гете. — Я не хочу жаловаться и нарекать на свой жребий. Но на самом деле в моей жизни ничего не было, кроме тяжелого труда, и я могу сказать сейчас в 75 лет, что за всю жизнь и четырех недель не прожил в свое удовольствие. Как будто я все время тащил на гору камень, который снова скатывался, и нужно было снова тащить его вверх».

Знаменитый изобретатель Эдисон как-то сказал: «Гений — это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение». Сам он умел «потеть», его рабочий день в среднем составлял 19 ч 30 мин. Спал он не более 2—3-х часов в сутки. Когда ему исполнилось 50, он позволил себе роскошь сократить свой рабочий день на 30 мин. После 70 лет он работал около 18 часов ежедневно.

«Я, — пишет Ф.И. Шаляпин, — вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы... Я решительно и сурово изгнал из моего рабочего обихода тлетворное русское слово «авось» и полагался на сознательное творческое усилие... И после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову самому устойчивому молодому человеку, продолжал учиться, у кого только мог, и работал... Я думаю, ни один сапожник, — я в юности имел честь быть сапожником... — как бы он ни был талантлив, не может сразу научиться хорошо тачать сапоги, хотя бы он учился этому пять лет».

О целеустремленности и упорстве А. Эйнштейна при создании теории относительности можно составить представление по одному маленькому эпизоду, относящемуся к 1905 г. Как-то он после долгой разлуки встретил своего товарища по политехникуму Гроссмана. После общих фраз А. Эйнштейн вдруг спросил:

— Что ты думаешь об эфире?

— К сожалению, ничего.

— Составил ли ты мнение по поводу опыта Майкельсона?

— Увы, нет.

— Я думаю об этом неотступно вот уже четыре года».

А. Эйнштейн умел работать непрерывно, систематически, целеустремленно.

Однако известно немало случаев, когда от природы одаренные дети в дальнейшем не развили свои задатки в способности, так как упорно не занимались, казалось бы, предначертанной им самой судьбой деятельностью.

Все сказанное в полной мере относится к развитию любых способностей. Только в упорном труде можно развить способность даже в тех случаях, когда, кажется, нет никаких задатков к тому или другому виду деятельности. Хрестоматийным примером в этом плане является непревзойденный оратор античной Греции Демосфен.

Вдохновение ученого или художника целиком зависит от желания отдавать все свои душевные силы творчеству. Чрезвычайно поучительно отношение П.И. Чайковского к вдохновению: «Работать нужно всегда, и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее. Весь секрет в том, что я работал ежедневно и аккуратно. В этом отношении я обладаю над собой железной волей, и когда нет особой охоты к занятиям, то всегда умею заставить себя превозмочь нерасположение и увлечься. Я положил себе во что бы то ни стало каждое утро что-нибудь сделать и добьюсь благоприятного состояния духа для работы».

Одним из непременных условий превращения задатков в способности является любовь к избранной профессии. Талант развивается из страстного чувства любви к делу. Без любви, без увлеченного труда невозможно развить способности. Так, будучи одаренным человеком, И.Е. Репин в молодости рисовал с таким увлечением, что в результате переутомления иногда терял сознание. Придя в себя, он снова брался за кисть. К. Чуковский вспоминает, что художник сразу после завтрака спешил в свою мастерскую, где работал до сумерек. К старости у И.Е. Репина правая рука стала работать все хуже и хуже. Тогда он научился работать левой, а когда от старческой слабости уже не мог держать в руках палитру, то с помощью особых ремней стал вешать ее к себе на шею и так работал с утра до ночи.

Конечно, творческие достижения зависят не только от психологических особенностей личности, но и общественно-исторических условий, от потребности эпохи и тех конкретных задач, которые стоят перед производством. С одной стороны, природные задатки рабочих образуют ту почву, на которой произрастает разделение труда, с другой — мануфактура, коль скоро она введена, развивает рабочие силы (способности), по самой своей природе пригодные лишь к односторонним специфическим функциям. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант, — писал К. Маркс, — это целиком зависит от спроса, который в свою очередь зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей» (Соч., т. 3, с. 392).

Естественно, история знает талантливых людей, упорным трудом реализовавших себя и добившихся признания. Но она умалчивает, сколько людей годами самоотверженно работали в различных областях науки и искусства, в сфере производства, так и не добившись успеха. Чтобы стать великим пианистом, нужно им родиться, утверждает доктор К. Вагнер. Он сконструировал аппарат для изучения подвижности руки. В результате десятилетних исследований он пришел к выводу, что размах и скорость движения являются врожденными и их нельзя увеличить даже продолжительной тренировкой. Тот, кто вопреки этому продолжает упорно тренироваться, рискует получить воспаление сухожилий.

Рукописи многих книг так и остались лежать «мертвым» грузом в столах или кладовках; картины несостоявшихся художников, отнесенные на чердаки, пылятся как хлам. А сколько людей, прилагавших героические усилия к овладению той или иной профессией из-за отсутствия задатков, так и не смогли достичь не только совершенства, но и мало-мальски овладеть ею.

Способности не даны человеку в готовом виде. Они есть результат развития задатков в процессе определенной деятельности. Высокий и легко достигаемый результат в профессиональной деятельности определяется природными данными, точнее, преимущественно природными данными. И чем четче выражен задаток, тем меньше времени нужно человеку для реализации его в способность. Развитие способностей и их динамику можно проследить исходя из диалектической связи приобретенного и врожденного, биологического и социального.

Ключевые слова в статье:     способности      ощущения      природы      друг      чувства      книга      книги      лето      один      лень      любовь      сон      работа      хлам      пс      после      5      3      ц      поч      еде      сил      мол      мо      роды      упра      Как      ден      день      рисо      д??г      дети      рабочий день      d      сек      чер      маг      маги      Все      а      Пос      Посл
Похожие женские статьи:
Новинки этой рубрики:
Может, Вам будет интересно: