Fomens.Ru - Женский онлайн журнал
Самое интересное для девушек.
Здесь есть всё, что Вам нужно знать о моде, стиле, красоте, здоровье, отношениях между мужчинами и женщинами, доме и уюте.

Душа в «рентгеновских лучах»

Дата: ➨ Автор: admin ➨ Рубрика: Психология

333

Для выявления мотивов поведения и скрытых конфликтов в настоящее время широко используются так называемые проективные тесты. Об одном из них (о СПИТ) мы уже говорили.

Стало традиционным вести счет проективным методикам с теста словесных ассоциаций К. Юнга, показавшим, что бессознательные переживания личности доступны объективной диагностике. Полный триумф проективной диагностике связан с появлением в 1921 г. «Психодиагностики» Г. Роршаха. Как истинный гений, он определил развитие психодиагностики на многие десятилетия вперед. При создании этого универсального теста Г. Роршах изучил боле 10 тысяч симметричных обычных чернильных пятен на белом фоне и отобрал только 10 таблиц (пять черно-белых, две красно-черных и три цветных — см. рис. 13.2).

Каждого испытуемого, рассматривающего пятна, представленные на рис. 13.2, спрашивают: «Что вы видите на таблице?» Сотрудниками Института им. Роршаха в США было опрошено более миллиона человек, как психически здоровых, так и страдающих различными неврозами и психозами, что позволило усовершенствовать этот тест, формализовать все показатели и выразить их в цифрах.

Результаты анализа проекции при работе с тестом позволяют составить представление не только о личности обследуемого, характерологических особенностях, эмоциональном состоянии, особенностях мышления и других познавательных процессах, но и проникнуть в глубины подсознательных явлений. Ценность теста заключается также в том, что он позволяет воочию увидеть качественное различие психической продукции здорового и больного человека. Так, здоровому человеку, рассматривающему таблицу III на рис. 13.2, видятся две фигуры, склонившиеся над чем-то, а больной с нарушениями воображения видит «символический образ паразита, внедрившегося в головной мозг». Таблица X у здоровых людей вызывает ассоциации мелких животных, морское дно и т.д., больные усматривают внутренность храма.

На других таблицах они могут видеть «раздавленных животных», «разорванные крылья», «сердце, истекающее кровью». Психологи считают, что восприятие крови в красных чернильных пятнах отражает страх, тревожность. Восприятие «людей» связано с восприятием себя, своего тела и своих отношений с другими. Большое значение имеют поза, мимика, аффективная окрашенность образа: например, дерущиеся люди могут отражать враждебность чувств и установку испытуемого, в то время как смеющиеся, танцующие фигуры, напротив, удовлетворенность и оптимизм. Сходство со сказочными, фантастическими персонажами часто встречается при неспособности идентифицировать себя с реальными людьми, затруднениях в сфере меж­ личностных отношений. Большое количество ответов эротического содержания, как правило, наблюдается у лиц с трудностями сексуальной адаптации, а полное отсутствие сексуального содержания при интерпретации определенных таблиц указывает на глубокое подавление конфликта в этой сфере, которое может выдавать себя в символических образах. Такие видения, как например, «женщина с отрезанной головой и два джентльмена по бокам, похожие на привидения», «Мефистофель с рогами и копытами, укрытый ниспадающим плащом» и т.д., говорят о состоянии тревожности, о присутствии у человека страха.

В тесте Г. Роршаха в качестве «симптомов» вытесненного конфликта рассматриваются разнообразные отклонения от нормативного соотношения «особых феноменов», высокий уровень тревожности, снижение эффективности контролирующих механизмов, а также различных механизмов психологической защиты. Эмблемы и гербы в ответах в ряде случаев связаны с самомнением, тщеславием. Оригинальность, особенно сопровождаемая хорошей формой, т.е. когда образ соответствует конфигурации пятна, — свидетельство высокого интеллекта. Например: «Доисторическое создание, которое никогда не существовало и о котором никто никогда ничего не знает». Преобладание банальности и отсутствие оригинальности, естественно, указывает на относительно малоразвитый интеллект. Необходимо подчеркнуть, что глубина анализа и объективность его во многом зависят от квалификации специалиста, проводящего исследование.

То, что содержание и состояние психики значительно легче проецировать на какой-либо объект без определенных, четких контуров, было подмечено очень давно. Доказательство тому — гадания на кофейной гуще, по расплавленному воску и вылитому в воду, по тени на стене от сожженной бумаги и т.д. Под Рождество гадающие девицы «видели» тройки с женихами, брачные венцы, а больные и старые — нередко смерть с косой, гроб, могилу с крестом. Видели они либо то, что очень хотели, либо то, чего очень не хотели видеть.

Первое упоминание об использовании случайных клякс имеется у Леонардо да Винчи. В своей книге о живописи он рекомендует художникам отталкиваться в своем творчестве от случайных пятен потому, что это «вдохновляет на создание различных композиций». Леонардо использовал кляксы не только для стимуляции воображения, но и для определения способностей к художественному творчеству отбираемых им учеников.

Немецкий врач Ю. Кернер в 1857 г. выпустил книгу «Кляксография», где 50 бесформенных пятен сопровождаются навеянными ими стихами. Видимо, на приведенные кляксы в этой работе Ю. Кернер спроецировал свое тоскливое настроение, что было обусловлено тяжелой болезнью и смертью его жены и напряженным ожиданием собственной смерти.

В конце XIX — начале XX вв. интерес к пятнам значительно усилился; стали появляться работы по их толкованию. Так, в 1895 г. психолог Бине использовал чернильные пятна как тест на развитость воображения. В 1910 г. психиатр Рыбаков систематизировал свои наблюдения и методики и представил их в «Атласе для экспериментального психологического исследования личности». Г. Роршах обобщил накопившиеся к тому времени наработки в этой сфере, открыв тем самым новую эру в психодиагностике.

В 1935 г. Г. Мэреем был предложен для психодиагностики «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), получивший широкое распространение. Этот тест состоит из стандартного набора 20-и таблиц в четырех модификациях (для мужчин и женщин, для мальчиков и девочек), некоторые из которых представлены на рис. 13.3.

Каждая таблица содержит картины, допускающие возможность их неоднозначной интерпретации. (Например, маленький мальчик созерцает лежащую на столе перед ним скрипку). Специально выделяются таблицы, провоцирующие депрессию, мысли о самоубийстве, агрессию, различные конфликты (на переднем плане — молодая женщина с книгой в руке; на заднем плане — мужчина работает в поле и на него смотрит пожилая женщина) и т.д.

Исследования с помощью данного теста позволяют получить информацию об:

• организации мышления;

• организации чувств (ответственность и самоконтроль);

• силе и уровне проявлений потребностей;

• мировоззрении;

• межличностных отношениях;

• самосознании и отношении к себе;

• динамике развития и др.

Перед проведением исследования дается инструкция: «Вам будут показаны картины, к каждой из них вы должны придумать рассказ. Расскажите, что происходит в данный момент, каков будет исход. Опишите также мысли и чувства персонажей. Помните, что Вам надо придумать рассказ, а не описать картину».

Чем добросовестнее человек относится к инструкции, стараясь описать мысли и чувства героев, их настроение, прошлое, настоящее и будущее, тем более непроизвольно обращается он к своему опыту. В решении ситуаций обследуемый проецирует свой стиль мышления, решения конкретных фактов и свои переживания. Причем на стимульный материал из психики выносятся мотивы, конфликты, спрятанные в подсознании.

Анализ материала рассказа опытному психологу позволяет выявить, с кем из «героев» на той или другой картинке идентифицирует себя обследуемый. Обычно это действующее лицо, в котором обследуемый наиболее заинтересован, чьи чувства и мысли отображены наиболее подробно. Признаком идентификации выступают: эмоциональная насыщенность повествования, прямое обращение к собственному опыту, употребление прямой речи, привнесение в рассказ моментов, не вытекающих непосредственно из конкретной таблицы. Иными словами, человек выражает себя, «проецируя» какие-то свои личностные особенности. Достоинство данного теста состоит в том, что он облегчает демонстрацию таких переживаний внутреннего мира человека, которые зачастую он не в состоянии выразить прямо, но которые позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающейся точной оценке.

Идентифицикация себя испытуемым одновременно с двумя персонажами, например, с «отрицательным» и «положительным» героями, свидетельствует о существовании у него противоположных тенденций.

По темам рассказов можно составить представление о том, что испытуемый реально совершает, к чему он неосознанно стремится, что он испытывает в данный момент, каким он представляет себе будущее и т.д. Из интерпретации рисунков можно узнать, какие желания, потребности, чувства в нем доминируют; каким воздействиям среды он подвергается; активен или пассивен он во взаимоотношениях с предметами и социальным миром; возможно ли удовлетворение его потребностей или они вступают в противоречие с требованиями среды; добивается ли он успеха в достижении поставленных целей; совершает ли он антисоциальные поступки или действует в соответствии с общепризнанными нормами; каковы его ценностные ориентации и мировоззрение вообще.

Так, летчик-испытатель С. перед сложным и ответственным полетом так интерпретировал таблицу I (сидящий мальчик рядом со скрипкой): «Юный музыкант мысленно проигрывает наиболее трудные мелодии, перед тем, как выйти на сцену перед экзаменаторами и товарищами». «Проигрывая» в создании ситуации предстоящего испытательного полета, С. проецирует свои мысли на мальчика, что отчетливо видно из его рассказа.

Вот как интерпретировал таблицу XIV пациент, обратившийся за помощью к психиатру: «Молодой человек, задумавшись, стоит у окна и смотрит в ночное небо. Он одинок, и ночь еще более усиливает ощущение тоски... ему не хватает близкого человека, который мог бы понять его, с кем он мог бы поделиться своими радостями и печалями. Но у него никого нет. Когда-то у него были друзья, любимая девушка, но все покинули его. Зачем тогда жить? Я думаю, что он бросится из окна». В рассказе четко прослеживается потребность в дружеских связях, удовлетворение которой блокировано внешними обстоятельствами. Лейтмотив рассказа — конфликт и одиночество. Герой испытывает чувство тоски, безысходности. Не исключен суицид.

Термин «проекция», предложенный Л. Фрэнком в 1939 г., предполагает, что благодаря своей неопределенности стимуль- ный материал служит как бы экраном, который проецируется на личность. Образное выражение Л. Фрэнка породило представление о проективных методиках как о своего рода «рентгеновских лучах», высвечивающих глубины личности.

В настоящее время насчитывается несколько тысяч тестов, представленных в двухтомном руководстве А. Анастази, из которых можно подобрать «батарею» для каждого конкретного случая отбора и исследования личности.

Ключевые слова в статье:     рентгеновских      мими      лицо      одиночество      друг      видения      чувства      страх      лето      один      кофе      лень      эмоционально      сон      способности      работа      пс      5      3      ц      женщина      мужчина      еде      чувство      конфликт      муж      отношения      сил      10      мол      мо      Как      ден      по?      по      сек      секс      чер      черн      маг      маги      а
Похожие женские статьи:
Новинки этой рубрики:
Может, Вам будет интересно: