Fomens.Ru - Женский онлайн журнал
Самое интересное для девушек.
Здесь есть всё, что Вам нужно знать о моде, стиле, красоте, здоровье, отношениях между мужчинами и женщинами, доме и уюте.

Что может дать тестирование?

Дата: ➨ Автор: admin ➨ Рубрика: Психология

332

Говоря о тестах (test — в переводе с английского — испытание, проба), необходимо помнить, что тест сам по себе не работает и ничего не вскрывает. Тесты — это инструменты, с помощью которых работают психологи. Так же как врач, используя различные инструментальные, рентгенологические, электрофи- зиологические, биохимические и другие методы, изучает больного и ставит диагноз, так и психолог с помощью бесед, наблюдений, экспериментов и тестов диагностирует личность. Чтобы, например, квалифицированно работать проективными методиками, дипломированный психолог или психиатр должны готовиться 2—3 года.

Вильгельм Вундт (1832—1920) в 1861 г. сконструировал первый прибор для исследования психических функций. Английский антрополог и психолог Ф. Гальтон (1822—1911) первый провел умственные тесты. Американский психолог Дж. Кеттел (1860—1944), вдохновленный идеями В. Вундта и Ф. Гальтона, в книге «Умственные тесты и измерения» предложил 50 тестов в качестве образцов. В послесловии к этой книге Ф. Гальтон писал: «Психология не может стать прочной и точной, как физические науки, если не будет основываться на эксперименте и измерении. Определенный шаг в этом направлении может быть сделан путем применения к большому числу индивидов умственных тестов. Результаты могут иметь значительную научную ценность в открытии постоянства психических процессов, их взаимозависимости и изменений в различных обстоятельствах».

В 1895—1896 гг. в США создаются два национальных комитета, призванных объединить усилия тестологов и придать общее направление росшим как на дрожжах тестологическим работам. Особенно большое распространение получили тесты, разработанные в 1911 г. А. Вине для оценки «показателя интеллекта» детей — IQ (от английского Inelgence Quoien), выводимого по разработанной им формуле.

В 20—30 гг. поголовное увлечение тестами привело к тому, что метод был абсолютизирован. Психолог Б.М. Теплов образно назвал тестирование того периода «клерковой психологией». Не будучи психологами, «тестологи» стали подменять психологические явления фетишизацией результатов массовых статистических исследований. Нередко заключение о непригодности к той или иной профессии выносилось только на основе математической обработки тестовых испытаний. Установка на овладение профессией и индивидуальные особенности личности при этом не учитывались.

Столь подробно о личностном подходе мы говорим здесь потому, что в связи с широким внедрением психологического отбора в целые отрасли народного хозяйства в настоящее время можно наблюдать рецидивы старого, т. е. замену тщательного изучения личности тестированием.

«Отгремели бои», которые привели к старой мысли о том, что как «всякая медаль имеет две стороны», так и тесты. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: не следует ожидать от психологических тестов больше того, что они могут дать. Вопрос, следовательно, переносится в несколько иную плоскость.

При личностном подходе к оценке результатов исследований, тесты могут сослужить хорошую службу в практике диагностики личности, профессиональной ориентации и профотбора.

Применение тестов для таких целей не ново. Оригинальный психологический тест описан в Библии (7-я глава книги Судей). Полководец Гедеон после изнурительного перехода привел войска к источнику Харода. Перед решительной битвой с мадиани- тянами, желая отобрать наиболее стойких бойцов, он велел утомленным воинам напиться из источника. Одни из них, став на четвереньки и припав губами к воде, стали жадно лакать ее. Другие пили степенно, черпая воду пригоршнями. Эти триста воинов и были взяты Гедеоном в бой, составив отборный отряд.

Предложенная Гедеоном процедура обладает признаками современного психологического теста. Простое задание: все испытуемые находятся в одинаковых условиях; на основании поведения в одной ситуации (модельной) делаются выводы о предполагаемом поведении в другой ситуации — в бою.

По внешнему признаку тесты подразделяются на бланковые и аппаратные, вербальные и действенные, индивидуальные и групповые. Для выявления необходимых психофизиологических (психомоторная реакция и др.), психических (восприятие, память, мышление и др.) и личностных (мотивация, эмоционально-волевая сфера, способности и др.) качеств подбирается «батарея» тестов. В отличие от психологического эксперимента, нацеленного вскрыть ту или иную закономерность, тест позволяет в кратчайший срок получить наиболее сравнимые, выраженные в числах сведения о различных качествах испытуемого.

Для исследования эмоциональной устойчивости немецкий психолог Г. Хант в 30-е годы разработал такой тест. Испытуемого подводят к глубокой яме с отвесными краями, дно которой усыпано угрожающе острыми предметами (перевернутая борона и др.). Затем его отводят на 5 м, поворачивают лицом к яме, завязывают глаза и предлагают как можно ближе подойти к краю. Различные люди при этой пробе ведут себя по-разному. Одни с первого же шага проявляют чрезмерную осторожность: двигаются медленным шагом, стараясь нащупать ногой край ямы. Другие, наоборот, решительно шагают. И только специальные меры спасают их от несчастного случая. Оба эти типа обследуемых, как показали наблюдения, в ряде профессий представляют определенную опасность. Если их посадить за руль автомобиля, то представители первого будут ездить очень осторожно, но их внимание из-за чрезвычайной пугливости будет отвлекаться второстепенными мелочами, и в сложных ситуациях они не справятся с управлением. В результате пониженного чувства самосохранения и лихачества обследуемые второго типа также совершают аварии и попадают в катастрофы. Иллюстрацией может служить катастрофа, происшедшая в 1986 г. под Самарой. Десятки пассажиров заплатили жизнью за преступное лихачество командира, решившего без всякой к тому нужды посадить самолет «вслепую».

В отличие от первых двух типов поведения, водители, не предрасположенные к авариям, в этом эксперименте делают несколько твердых шагов, останавливаются за один-два шага от ямы и дальше не двигаются.

В Перу представители ВВС попросили Ханта установить причину летных происшествий и катастроф. В этот период в Перу имелось сравнительно небольшое число самолетов. Обследовав всех пилотов, Хант выявил четверых, которые, по его мнению, отличались предрасположенностью к несчастным случаям и предложил их отчислить. К выводам исследователя командование отнеслось скептически, оставив пилотов на своих местах. Все четверо в течение года погибли в катастрофах. Узнав об этом, руководители транспортной полиции решили проверить точность прогнозов психолога. Они предложили ему обследовать 10 водителей, двое из которых имели дорожные происшествия. Ученый точно выявил нарушителей, чем убедил скептиков в плодотворности психологического отбора.

В сборнике бланковых тестов приводятся различные задания, направленные на выявление сообразительности. К наиболее простым из них можно отнести задание, в котором надо исключить лишнее слово из перечня: селедка, дельфин, акула, скат, палтус, камбала. Очевидно, что дельфин — млекопитающее животное — лишний среди рыб.

Задания могут быть и не столь очевидными. Дано название шести городов: Бухарест, Каракас, Лондон, Мелекес, Тбилиси, Торонто — какое слово лишнее? Можно исключить самый северный или южный город. Можно выделить самый большой или самый маленький. Критериев может быть множество и, значит, множество решений. Но лишнее в этом списке слово Бухарест, так как только в нем три разных гласных звука. Приведенная задача не имеет логически однозначного решения; она требует интуитивно понять предполагаемые намерения ее составителя, а это немалая трудность.

Возьмем другой пример. На сеансе спиритизма медиум назвал Брежнева, Годунова, Ежова и Жданова. Кого он назовет следующим — Сталина, Троцкого, Ибаррури, Хрущева или Мао Дзэдуна? Начальные буквы фамилий, названных медиумом, сдвигаются черед одну позицию по алфавиту: Б, Г, Е, Ж. Значит, следующей должна быть фамилия Ибаррури.

Вставьте слово, пропущенное в скобках: гигант, (....), нагреватель. Что соединяющим «гигант» и «нагреватель» является слово «титан» может понять человек, обладающий не только логикой, но и смекалкой.

Карлик живет на двадцатом этаже небоскреба. Каждое утро, идя на работу, он входит в лифт, нажимает кнопку и спускается на первый этаж. Вечером, возвращаясь с работы, он входит в лифт, нажимает кнопку, поднимается на десятый этаж, а остальной путь проделывает пешком. Почему он не поднимается на лифте на двадцатый этаж?

Наиболее часто звучат ответы: «Он поступает так ради физической нагрузки», «Он сгоняет лишний вес», «Он навещает друга (приятельницу) на десятом этаже» и т.д. Все они правдоподобны. Но правильный ответ состоит в том, что карлик может дотянуться лишь до кнопки 10-го этажа и не выше. Этот ответ надо предпочесть всем остальным, ибо только в нем условия задачи выполнены максимально. Все остальные ответы вполне логичны, но могут в такой же мере относиться и к обычным людям.

Для выявления личностных особенностей в настоящее время широко пользуются вопросниками. Один из них — вопросник Кеттела — был создан психологами в 1956 г. на основе анализа понятий, определяющих те или иные характеристики личности в английском толковом словаре. Первоначально было отобрано четыре с половиной тысячи понятий, из которых затем была оставлена 171 дихотомическая пара: хвастливый — скромный, самонадеянный — неуверенный, культурный — грубый и т.д. При этом были выделены личностные симптомокомплексы (биполярные факторы), такие как: открытость — замкнутость, сила и устойчивость эмоций — общая невротическая эмоциональность, властолюбие — подчиненность и т.д. Испытуемому по этому тесту предлагалось ответить на 176 вопросов: «да», «нет» и «не знаю». Обработка материала заполненной анкеты позволяет получить достаточно большое количество сведений о личности обследуемого.

При использовании «Минесотовского многопрофильного личностного теста» (сокращенно MMPI), исследуемому предлагается 550 карточек с вопросами. Как в вопроснике Кеттела, так и в MMPI, вопросы иногда открыто, иногда тщательно замаскированно опираются на самооценку качеств. Обмануть исследователя, пользующегося вопросниками, сложно, так как многие высказывания незаметно дублируются.

Общеизвестно, что поведение человека во многом определяется его мировоззрением и личностными качествами. В 1947 г. Н. Брюком был предложен тест для исследования «моральных суждений». Исследование заключается в том, что человеку предлагаются карточки, каждая из которых содержит описание какой-то конфликтной ситуации. По поводу этой ситуации и указанного в задании ее решения обследуемый должен высказать свое мнение. Например:

• в казарме произошла кража. Виновный не найден. Офицер решил наказать каждого десятого солдата. Как вы на это смотрите?

• молодой человек узнал о несчастье своего прежнего врага. Из чувства мести он отказал этому человеку в помощи. Что вы об этом думаете?

Исследуемому предъявляется 14 задач. Его суждения записываются, а затем анализируются исходя из того, насколько в этих суждениях представлена аффективная реакция и рационалистическая точка зрения.

Писатель М.Е. Салтыков-Щедрин высказал мысль, что для правильной оценки человека необходимо знать не только те поступки, которые он совершает, но и те, которые он, несомненно, совершил бы, если бы умел или осмелился их совершить. Необходимо знать готовность человека совершить такого рода поступки, стремление их совершить, хотя обычно человек поневоле от них отказывается. У Марка Твена есть рассказ, в котором все жители одного провинциального городка, гордящиеся своей честностью, пошли на махинации, будучи уверенными, что об этом никто не узнает. Педагогам хорошо известны ученики, не проявляющие отрицательных черт характера в поступках только потому, что опасаются неприятных последствий, а там, где они знают, что никто не узнает о их поведении, раскрывают свое подлинное лицо.

В какой-то мере помочь решить эту задачу могут «незаконченные предложения». При проведении исследования в одних случаях, как это можно увидеть в приведенном примере, испытуемому даются на выбор окончания предложений.

«Человек, ведущий праведную (хорошую) жизнь...

• упускает случай повеселиться,

• приобретает всеобщее уважение,

• идет в жизни тяжелой тропой,

• будет обманут жуликами.

В других модификациях предложение он должен закончить сам.

Вот пример такого варианта:

Думаю, что мой отец редко...

Если все против меня...

Когда я был(а) ребенком...

Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь... Супружеская жизнь кажется мне...

В этих тестах дается несколько десятков незаконченных

Мне очень жаль, что мы забрызгали ваш костюм, хотя так старались объехать лужу

Простите, пожалуйста, значит, нас неправильно соеди-

Мои скрытые стремления в жизни...

Хотелось бы мне перестать бояться...

Больше всего я люблю детей...

Люди, превосходство которых над собой я признаю... Самое худшее, что мне случалось совершить... предложений, которые нужно дополнить быстро и не задумываясь. На основании анализа полученных данных психолог делает заключение об особенностях отношения обследуемого к окружающим, представителям того или иного пола, к друзьям, учителям, к самому себе, своему будущему, деньгам, законам, воспитанию и т.д. Для того, чтобы можно было прогнозировать, как человек поведет себя во фрустрационной ситуации С. Розенцвейгом в 1945 г. был создан специальный тест. В качестве стимульного материала испытуемому предлагается просмотреть 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.

В отличие от тематического апперцепционного теста (ТАТ), предлагаемые здесь рисунки достаточно однообразны по своему характеру. Черты и мимика персонажей из рисунков устранены, что предполагает сравнительно простые ответы. Этот метод сохраняет некоторые из объективных преимуществ теста словесной ассоциации и в то же время приближается к возможному раскрытию тех аспектов личности, которые исследователи выявляют с помощью теста тематической апперцепции.

Метод позволяет выявить возможные реакции у обследуемого в ситуации фрустрации. Одна из таких форм — агрессивное поведение, характеризующееся демонстрацией превосходства с применением оскорблений вплоть до применения грубой физической силы. Нередко человек при фрустрации уходит от трудной ситуации. В том числе переносит действия в умственный план и изживает напряженность действиями в своем воображении.

В особую группу выделяются проективные тесты, особенность которых состоит в отказе от формальной трактовки правильных ответов обычных тестов, которые и составляли суть тестирования, захлестнувшего весь мир в 20—30 гг. XX в..

Ключевые слова в статье:     тестирование      мими      реакция      лицо      друг      чувства      книги      счастье      лето      один      помочь      лень      эмоционально      напряженность      сон      способности      работа      пс      после      5      3      ц      Тест      поч      поче      еде      лишний вес      конфликт      отношения      сил      10      мол      мо      спорт      упра      Как      как по      ден      день      по?      по      чер      Все      како      какой      пор      чит      люб
Похожие женские статьи:
Новинки этой рубрики:
Может, Вам будет интересно: