Тонизирующие ритмы

Дата: ➨ Автор: admin ➨ Рубрика: Увлечения и хобби

340

Марк Фабий Квинтилиан писал, что войска в Римской империи возбуждались к битве «некоторыми музыкальными мелодиями». «Для какой другой цели существуют рога и трубы в наших легионах?» — спрашивал он. И сам же отвечал: «Чем сильнее их совместные звуки, тем громче войсковая слава римлян... Да, по-видимому, и сама природа дала ее (музыку) нам как бы в дар для более легкого перенесения трудов, если даже облегчает работу гребцов. И это наблюдается не только в таких видах работы, в которых усилия многих, предваряемые каким-либо приятным голосом, направляют к одной цели, но даже и утомление работающего в одиночку ослабляется, благодаря хотя бы и очень нескладному пению». Маршевая музыка в наше время тонизирует людей, помогает солдатам преодолевать усталость в походах, настраивает их на борьбу и победу.

Аристотель по этому поводу говорит: «Ритм и мелодия содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности и всех противоположных им свойств, а также и прочих нравственных качеств. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим умом ритм и мелодию, у нас меняется душевное настроение. Привычка же испытывать горестное или радостное настроение при восприятии того, что подражает действительности, ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой». Л.Н. Толстой называл музыку «стенограммой чувств».

Конечно, трудно заподозрить животных в эстетическом отклике на музыку. Однако, по данным В.А. Ковалева, с помощью звукового ритма можно ускорять и снижать сердцебиение собаки, перестраивать ритм движения белки в колесе. Будильник, поставленный в аквариуме и тикающий быстрее, чем могли дышать рыбы, привел их к смерти.

На птицефабриках было замечено, что под воздействием некоторых факторов, отрицательно действующих на психику, возникает эмоциональный стресс. Так, при включении конвейера для раздачи корма куры пугаются, начинают истерически кудахтать и биться о прутья клетки; куриный переполох, в свою очередь, становится причиной снижения яйценоскости.

На одной из птицефабрик Белгородской области зоопсихологи биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова для снижения стресса стали подбирать музыку для эмоционального воздействия на кур. Сначала использовали замедленные ритмические произведения. Выяснилось, что такая музыка усыпляла кур; они теряли аппетит и начинали хуже нестись. Опытным путем подобрали концерты ненавязчивой легкой ритмической музыки, которые полностью сняли эмоциональную напряженность; яйценоскость возросла со 108 до 234 яиц на несушку в год.

Проводя эксперименты по восприятию времени при изменении частоты колебаний биопотенциалов мозга с помощью воздействия фотостимуляции, мы задались вопросом: нельзя ли использовать музыкальные ритмы для поддержания состояния готовности к экстренному действию на протяжении несения вахты оператором.

Мы уже рассматривали понятие ритма с пфиций суточной периодичности физических (смена дня и ночи и др.) и биологических (циркадных) процессов. При восприятии музыки нет и не может быть такой непосредственной связи, как, например, в часах, где ритм колебания маятника однозначно обусловливает скорость движения стрелок.

В музыкальной практике о ритме можно говорить только тогда, когда ряд равномерно следующих друг за другом раздражений расчленяется на определенные группы, причем группы эти могут быть и одинаковыми (по 2, 3 члена и т.д.), и неодинаковыми. Обязательное условие ритмической группировки, а следовательно, и ритма вообще, — наличие акцентов, т. е. более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении раздражений. Без акцентов нет музыкального ритма.

Исследования показали, что субъективная акцентировка может возникать и при восприятии последовательности объективно совершенно одинаковых раздражителей, как последовательно построенный ритмический ряд. Так, большинство людей прослушивая стук метронома, непроизвольно воспринимают его как последовательность двух- или трехдольных тактов, как раз- два, раз-два и т.д. или раз-два-три, раз-два-три и т.д. Таким образом, они расчленяют последовательность одинаковых звуков на группы, субъективно выделяя отдельные звуки как более громкие, акцентируя внимание на них.

Чувство ритма в основе своей имеет моторную природу. «Большинство лиц чувствует, — писал о своих экспериментах Т.Л. Болтон еще в 1894 г., — что непреодолимая сила побуждает их делать мышечные движения, аккомпанирующие ритмам. Если им удается подавить эти движения в каком-нибудь одном мускуле, они проявляются в другом месте... Наиболее распространенная форма мускульных движений — отбивание такта ногой, кивание головой или качанием всем телом. Трое испытуемых аккомпанировали ритмическим группировкам мышечными сокращениями диафрагмы и грудной клетки, и подавить эти сокращения было очень трудно. Легкие зачаточные сокращения чувствовались у корня языка и гортани. Большинство лиц не осознавало своих мышечных движений, пока их внимание не обращалось на них, а один из испытуемых так никогда и не осознал у себя ритмических сокращений век». Т.Л. Болтон пришел к выводу, что эти мышечные сокращения есть не просто результат, а условие ритмического переживания.

Обобщив данные исследований в этом направлении, Б.М. Теплое пишет: «Музыкально-ритмическое чувство должно прежде всего проявляться в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения, или, говоря другими словами, что восприятие музыки имеет активный слухомоторный характер».

С психологической стороны, восприятие ритма представляет особый интерес потому, что в нем с чрезвычайной яркостью обнаруживается, что восприятие есть процесс активно действенный, предполагающий не только слушание, но и, по выражению Б.М. Теплова, «соделывание», причем это «соделывание» включает весьма разнообразные движения. Следовательно, восприятие музыки никогда не ограничивается только слуховым процессом; это всегда слухо-двигательный процесс. До проведения указанных исследований восприятие музыки понималось как наиболее яркий пример «чистого слухового восприятия».

Следует подчеркнуть, что чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу, в основе которого лежит восприятие выразительности музыки. Вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиться.

В первой серии экспериментов по изучению влияния ритмов на психические и физиологические состояния принимали участие 76 военнослужащих строительных батальонов. При проведении психиатрического обследования были выявлены: олигофрения в степени дебильности — у 21 человека, а также различные формы акцентуации характера (возбудимые, тревожнобоязливые, дистимически-застревающие, аффективно-лабильные, эпилептоидные и истерические личности в различных комбинациях) — 23 человека. Многие до призыва в армию имели судимости.

Испытуемые размещались в изолированном затемненном помещении в полулежачем положении в мягком кресле с наложенными электродами для регистрации ЭЭГ, миограммы и вегетативных функций.

В первых опытах 57 испытуемых в течение 3-х часов подвергались воздействию ритмов различных ударных инструментов (как в «чистом» виде, так и в сопровождении струнных инструментов) в диапазоне биоритмов мозга (от высоко- до низкочастотных колебаний).

Несмотря на индивидуальные различия, выявились некоторые общие закономерности. На воздействия высоких частот, соответствующих альфа- и бета-ритмам, сразу наступала ответная реакция в форме двигательной активности, особенно мышц бедер и голени, плеча и предплечья. На идеомоторном уровне в той или другой степени откликается вся мускулатура опорнодвигательного аппарата (датчики на мышцы речеобразующих органов не накладывались). Учащалось сердцебиение, дыхание, поднималось АД крови на 20 мм рт. ст. Через 50—90 мин при продолжении воздействия бета-частот, особенно в сочетании с фотостимуляцией, у 18-ти испытуемых наблюдалось психомоторное возбуждение, сопровождающееся срыванием датчиков биорегистрации и проявлением агрессивности.

Из истории известно, что Александр Македонский приходил в исступление от резкой ритмической музыки. В прессе неоднократно сообщалось, что под влиянием современной ритмической музыки и светоэффектов некоторые молодые люди на дискотеках приходили в состояние экстаза, психомоторного возбуждения, теряли контроль над своим поведением и разносили в «щепки» все, что попадалось под руки.

У 11-ти испытуемых в ходе исследований наблюдались выраженные судорожные припадки истерического круга. Здесь следует вспомнить, что в 1999 г. в Японии возникла эпидемия «эпилепсии» среди детей после просмотра мультипликационного фильма, в котором использовалась ритмичная музыка в сочетании с яркими цветами. Сотни детей были госпитализированы.

У 28-ти испытуемых в начале эксперимента наблюдалось слабо выраженное психомоторное возбуждение, которое затем переходило в сон. На ЭЭГ появлялись низкочастотные ритмы; снижалась частота пульса, дыхания и АД крови на 5—10 мм рт. ст. 19 человек в отчетах отмечали появление как структурированных, так и неструктурированных гипнагогических галлюцинаций.

В последующих опытах на 29-ти испытуемых в течение 3 часов воздействовала «шаманская» музыка (магнитофонная запись камлания с бубном нанайского шамана С. Сайчора из Амурской области). Несмотря на некоторые вариации поведс ния и переживаний у испытуемых наблюдалось нарастание эмоциональной возбудимости, не доходящей до неуправляемого психомоторного возбуждения, с последующим развитием гипно тических фаз с феноменами каталепсии и гипнагогическими галлюцинациями.

В главе «Монотония» мы уже говорили о развитии сна во время операторской деятельности, способного привести к авариям и катастрофам. Для исследования воздействия музыкальных ритмов на операторов в условиях монотонии была использована методика В.Н. Пушкина «бегущая лента»; исследование проводилось при регистрации ЭЭГ и вегетативных функций.

Методика «бегущая лента» была включена в «батарею» тестов психологического отбора абитуриентов Высшего авиационного училища летчиков. Первая групп из 10-ти человек участвовала в экспериментах в соответствии с описанной методикой В.Н. Пушкина; исследование полностью подтвердило выявленную им закономерность. При этом было установлено, что при снижении «потери бдительности» на ЭЭГ начинают появляться низкочастотные волны, а в «критических точках» четко прослеживается развитие сна. Напомним, что в опытах В.Н. Пушкина готовность к действию колебалась между 45 и 65%, а «критическая точка» была обнаружена у 78% испытуемых.

Вторая группа (50 человек) участвовала в экспериментах, где использовались аудиокассеты, которые наиболее часто звучат в салонах автомобилей. Готовность к действию в этих экспериментах колебалась в пределах от 50 до 70%, а состояние «потери бдительности» наблюдалось у 64%.

При проведении экспериментов с третьей группой

(50 человек) на испытуемых воздействовали ударными инструментами с использованием так называемой «матрицы ритма», которая была разработана следующим образом. Для этого отобрали ЭЭГ космонавтов, у которых отмечалась высокая активность при выполнении операторской деятельности в условиях сурдокамеры и отсутствовали пароксизмы сна. На основе этих данных вывели среднюю частоту альфа- и бета-ритмов, а также продолжительность и смену их во время работы, т. е. была создана «матрица ритма» в соответствии с полученной «матрицей».

Готовность к действию в этих экспериментах колебалась в пределах 57—73%, а «критическая точка» была зарегистрирована у 28%. Однако испытуемые жаловались, что за три часа им надоедали эти ритмы. 27 испытуемых отметили, что у них периодически появлялась дремота и им было трудно бороться со сном.

В дальнейшем были подобраны различные музыкальные произведения, в которых ритм (контрасты музыкальных образов, акценты, тембр, смена быстрого и медленного ритмов, ускорения, замедления, высота звучания, смена громких и тихих звучаний, усиление и ослабление звука) соответствовали или приближались к «матрице». Под воздействием этой музыкальной программы готовность к действию у испытуемых (75 человек) колебалась в интервале 62—83%, а «критическая точка» была зарегистрирована только у 6-ти испытуемых (8%). Причем пароксизмы сна не превышали 10 секунд.

Следует отметить, что если в первых группах «мышечный аккомпанемент» колебался в достаточно широких пределах и к концу эксперимента он становился менее выраженным, то в последней группе мышечный тонус на всем протяжении эксперимента не претерпевал существенных изменений, так же как и «слухо-моторный» аккомпанемент; вегетативные функции также практически не менялись. В отчетах испытуемые отмечали что они не испытывали больших затруднений во время исследования, а время для них «проносилось» довольно быстро.

На основании этих данных были проведены пилотажные исследования с водителями-«дальнобойщиками», которые порой проводят за рулем по 12 часов. Наряду с обычными тремя музыкальными кассетами (по 90 мин) им было выдано три — с тонизирующими ритмами. Кассеты были пронумерованы, но водители не знали, на которых из них тонизирующая музыка. Во время езды они могли слушать по приемнику также различные передачи. Им ставилась задача: прослушивать кассеты при развитии утомления, которое определялось по собственному самочувствию, записывать их номера и давать оценку их воздействия на субъективное состояние. Все испытуемые четко выделили экспериментальные кассеты, указав на то, что они более эффективно снимали утомление и развивающуюся сонливость.

Принцип построения музыкальных ритмов по разработанным «матрицам» был рекомендован для внедрения в практику не только космических полетов, но и в другие технические системы с целью борьбы с «потерей бдительности».

Ключевые слова в статье:     Тонизирующие ритмы      танцы      мышцы      реакция      друг      чувства      аквариум      лето      один      усталость      эмоционально      дыхание      напряженность      сон      целью      стресс      поход      работа      пс      после      5      3      еде      чувство      муж      жена      аппетит      силь      сильны      сил      сильн      10      мол      мо      упра      как по      ден      по?      по      сек      чер      маг      Все
Похожие женские статьи:
Новинки этой рубрики:
Может, Вам будет интересно: